Организация питания
Меню на 27.04.2024
Судьбы наций находятся в зависимости от того, как они питаются.
А. Брилья-Саварен
Здоровье детей в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, одним из важных показателей развития страны.
Значительное место отводится в нем питанию. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.
Роль питания в современных условиях значительно повышается в связи с влиянием на растущий организм таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни; увеличение получаемой детьми познавательной информации в детских садах и дома, по телевидению, радио, кино; изменение условий воспитания в семье; вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом.
Очень большое значение имеет правильная организация питания детей в детском дошкольном учреждении. Наше учреждение работает 12 часов, и питание детей обеспечивается детским садом, поэтому от того, как организовано питание, во многом зависит уровень физического и нервно-психического развития детей, а также показатели заболеваемости.
Организация питания возлагается на дошкольное образовательное учреждение.
Общее и руководство и контроль принимает на себя руководитель ДОУ. Согласно п.7 ст. 51, п. 1 ст. 32, п.п. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ "Об образовании" он отвечает за создание необходимых условий учебно-воспитательного процесса, за жизнь и здоровье воспитанников во время пребывания в учреждении.
При организации питания в ДОУ наибольшее значение имеет производственный контроль за формированием рациона питания детей.Объектами производственного контроля являются:
- формирование рациона питания детей, включая контроль за используемым ассортиментом пищевых продуктов;
- поступающие пищевые продукты, сырье и материалы;
- санитарно-техническое состояние пищеблока;
- условия хранения пищевых продуктов и соблюдение установленных сроков годности;
- технологические процессы;
- состояние здоровья персонала, соблюдение персоналом правил личной гигиены;
- наличие у персонала гигиенических знаний и навыков;
- санитарное содержание пищеблока и санитарная обработка предметов производственного окружения.
Важным условием эффективного производственного контроля при организации питания воспитанников - полное и своевременное ведение учетно-отчетной документации, которая позволяет в динамике отследить факторы (как внешние, так и внутренние), влияющие на качество работы по организации питания детей, и принять соответствующие меры.
Родители хотят видеть свое дитя прежде всего здоровым. Питание детей - это главный компонент любой здоровьесберегающей педагогики. К сожалению, сегодня приходится констатировать недостаточный уровень гигиенической грамотности родителей, которые не уделяют должного внимания организации питания детей в семье.
В то же время возрастает роль организации детского питания в ДОУ, выполняющего, помимо основной функции - обеспечение каждого ребенка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в том числе незаменимыми, такими как, витамины и минеральные вещества, воспитательную функцию, так как позволяет сформировать у детей оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания. Следовательно, необходимо серьезно задуматься о правильно организованном питании, повысить персональную ответственность всех сотрудников, отвечающих за организацию питания детей в ДОУ, за обеспечение качественного и безопасного питания. Проведение этой работы требует знаний, четкого следования существующей нормативно-правовой базе.
В дошкольном учреждении с целью организации сбалансированного рационального питания детей, строгого выполнения и соблюдения технологии блюд в соответствии с меню - требованиями и технологической картой организовано питание по 10-ти дневному цикличному меню для воспитанников дошкольного учреждения.
График выдачи питания
График закладки продуктов
Как обеспечивается качество питания
Как разрабатывается рацион питания
Организация питания на группах
Эстетика питания
Памятка для тех, кто хочет быть здоровым, чтобы дети были умными, а внуки успешными!
Как приучить ребёнка к питанию в детском саду?
Рациональное питание дошкольников
Пищевые продукты , не используемее в питание детей СанПиН
О пользе витаминов для дошкольников
Культура питания в детском саду
Методические рекомендации по организации питания
Памятка. Как должна проходить процедура бракеража.
Контроль качества питания
Положение о бракеражной комиссии
Прием пищевых продуктов и продовольственного сырья в детский сад осуществляется при наличии документов, подтверждающих их качество и безопасность. Продукция поступает в таре производителя (поставщика). Документация, удостоверяющая качество и безопасность продукции, маркировочные ярлыки (или их копии) хранятся до окончания реализации продукции. Входной контроль поступающих продуктов осуществляется заведующим складом продуктов питания. и приемочной комиссией. Комиссия обеспечивает ежедневный прием и самостоятельную экспертизу поставляемых в учреждение продуктов питания в сроки установленные контрактом. Результаты контроля фиксируются в акте , регистрируются в журнале бракеража скоропортящихся пищевых продуктов, поступающих на пищеблок, который хранится в течение года. Не допускаются к приему пищевые продукты с признаками недоброкачественности, а также продукты без сопроводительных документов, подтверждающих их качество и безопасность, не имеющие маркировки.
Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Контроль качества питания и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока осуществляет заведующий, врач, медицинская сестра, повар детского сада. Результативность работы ДОУ в течение времени функционирования детского сада признается удовлетворительной. Медицинский контроль за питанием в МБДОУ включает:
• контроль за качеством поступающих продуктов;
• контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
• контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд (бракеражная комиссия);
• санитарно-эпидемический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды, кухонного инвентаря;
• контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников и их здоровья.
В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, Вся документация ведется по форме и заполняется своевременно.
ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ В ДОУ
В воспитании здорового ребенка полноценное питание имеет первоочередное значение. В последние годы в дошкольном образовании происходит много событий: меняются подходы к организации режима, обновляется содержание образовательной деятельности и т.п., но изменения в организации питания выражаются в основном в появлении новых запретов.
В дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня, правильная организация питания имеет большое значение и предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
• Составление полноценных рационов питания;
• Использование богатого ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
• Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;
• Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня детей;
• Правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно – просветительской работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
• Учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона и др;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;
• Строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
• Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;
• Учет эффективности питания.
Готовая пища выдается только после снятия пробы и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Организация питания постоянно находится под контролем администрации. Контроль качества питания и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока осуществляет заведующий, врач, медицинская сестра, повар детского сада. Результативность работы ДОУ в течение времени функционирования детского сада признается удовлетворительной. Медицинский контроль за питанием в МБДОУ включает:
• контроль за качеством поступающих продуктов;
• контроль за условиями хранения продуктов и соблюдением сроков реализации;
• контроль за технологией приготовления пищи и качеством готовых блюд (бракеражная комиссия);
• санитарно-эпидемический контроль за работой пищеблока и организацией обработки посуды, кухонного инвентаря;
• контроль за соблюдением правил личной гигиены сотрудников и их здоровья.
В детском саду имеется вся необходимая документация по питанию, Вся документация ведется по форме и заполняется своевременно.
ПОЛНОЦЕННОЕ ПИТАНИЕ В ДОУ
В воспитании здорового ребенка полноценное питание имеет первоочередное значение. В последние годы в дошкольном образовании происходит много событий: меняются подходы к организации режима, обновляется содержание образовательной деятельности и т.п., но изменения в организации питания выражаются в основном в появлении новых запретов.
В дошкольном учреждении, где ребенок находится большую часть дня, правильная организация питания имеет большое значение и предусматривает необходимость соблюдения следующих основных принципов:
• Составление полноценных рационов питания;
• Использование богатого ассортимента продуктов, гарантирующих достаточное содержание необходимых минеральных веществ и витаминов;
• Строгое соблюдение режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей различных возрастных групп, правильное сочетание его с режимом дня каждого ребенка и режимом работы учреждения;
• Соблюдение правил эстетики питания, воспитание необходимых гигиенических навыков в зависимости от возраста и уровня детей;
• Правильное сочетание питания в дошкольном учреждении с питанием в домашних условиях, проведение необходимой санитарно – просветительской работы с родителями, гигиеническое воспитание детей;
• Учет климатических, национальных особенностей региона, времени года, изменение в связи с этим режима питания, включение соответствующих продуктов и блюд, повышение или понижение калорийности рациона и др;
• Индивидуальный подход к каждому ребенку, учет состояния его здоровья, особенностей развития, периода адаптации, наличия хронических заболеваний;
• Строгое соблюдение технологических требований при приготовлении пищи, обеспечение правильной кулинарной обработки пищевых продуктов;
• Повседневный контроль за работой пищеблока, доведением пищи до ребенка, правильной организацией питания детей в группах;
• Учет эффективности питания.
Культурно – гигиенические навыки | Труд | |
2- я младшая группа | Формирование элементарных навыков за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать еду с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом | Во второй половине года формирование умений, необходимых при дежурстве по столовой (помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки, расставлять хлебницы (без хлеба), тарелки, чашки и т.п.) |
Средняя группа | Совершенствование навыков аккуратного приема пищи: еду брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой), салфеткой, полоскать рот после еды | Формирование умения самостоятельно выполнять обязанности дежурного по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи) |
Старшая группа | Совершенствовать культуру еды: умение правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом), есть бесшумно, аккуратно, сохраняя правильную осанку за столом, обращаться с просьбой, благодарить | Формирование желания добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: сервировать стол, приводить его в порядок после еды |
Подготовительная группа | Закрепление умения аккуратно пользоваться столовыми приборами. Закрепление умения обращаться с просьбой, благодарить | Формирование умения добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. |